При организации работы школы в переходный период на ФГОС ООО особого внимания требует вопрос рассмотрения методов и приемов организации образовательной деятельности обучающихся как условие обеспечения качества современного урока. Очередной методический семинар, где был рассмотрен этот вопрос, состоялся 13 октября.
Материалы семинара 13.10.2014г.
Подготовила зам.директора Панова Е.Д.
Метод – последовательность ресурсообеспеченных, целенаправленных, взаимосвязанных совместных действий учителя и обучающихся, направленных на достижение поставленной цели.
Методы обучения должны удовлетворять требованиям:
- Научности;
- Доступности (обучающимся);
- Результативности;
- Воспроизводимости (другими учителями);
- Эффективности.
Методы выбираются в зависимости от
- целей и задач учебного занятия,
- его содержания,
- специфики работы с конкретными обучающимися.
Главный критерий оптимальности выбора метода – его результативность (качественное достижение конечного запланированного результата).
Приём – конкретный способ деятельности по достижению конкретной задачи.
Основные приёмы, обеспечивающие получение запланированных результатов и эффективно используемые педагогами в процессе преподавания различных дисциплин.
- Приёмы работы с текстовыми источниками информации.
- Приёмы работы с тестами.
- Приёмы работы с картографическими материалами.
- Приёмы работы со статическими иллюстративными материалами.
- Приёмы работы с динамическими экранными материалами.
- Игровые приёмы.
- Вербальные приёмы обучения.
- Приёмы работы со статическими материалами.
Классификация методов обучения - Классификация методов обучения
Приёмы работы с текстовыми источниками информации
- Комментированное чтение.
- Пересказ, рассказ по опоре.
- Перефразирование текста.
- Выбор фактов, подтверждающих идею; объяснение явления, процесса.
- Описание понятий и явлений по литературным текстам.
- Составление описаний одного объекта (факта, явления) по разным текстам (разным источникам информации).
- Поиск ответов на поставленные вопросы.
- Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Составление опорных схем (конспектов, «шпаргалок»).
- Составление вопросника к тексту.
- Конспектирование, «сжатие» текста.
- Составление плана текста.
- Составление логических (графических) схем.
- Составление таблиц.
- Анализ материалов СМИ.
- Составление кроссвордов.
- Составление карт (схем) по тексту.
- Составление эмблем, объектов, территорий, понятий.
- Дополнение пропущенных слов в тексте, исправление ошибок.
- Исправление ошибок в тексте.
- Смысловой выбор.
- Составление «визитных карточек».
- Составление мультимедиапрезентаций.
- Разработка виртуальных экскурсий.
- Подбор (разработка) иллюстраций к тексту.
- Составление сценария учебного фильма.
- Подборка афоризмов, пословиц, поговорок, загадок о явлении, процессе.
- Составление рецензий, аннотаций.
- Составление подборок стихов, литературных описаний процессов, явлений, территорий.
Приёмы работы с тестами
- Контрольное тестирование.
- Работа с тестами, с целью
а) изучения нового…
б) повторения и закрепления …
Приёмы работы с картографическими материалами
- Чтение карты.
- Картографическое (топографическое) лото.
- Наложение карт.
- Сравнение карт; карт и космических снимков; карт и фотографий территорий.
- Выявление взаимосвязей.
- Путешествия по карте.
- Составление картосхем.
- Составление характеристик объектов, территорий по картам.
- Разработка маршрутов.
- Разработка тематических карт с новым содержанием.
- Составление пазлов.
- Составление профилей.
- Работа с контурными картами.
Приёмы работы со статическими иллюстративными материалами
- Описание изображения (составление рассказа).
- Поиск деталей.
- Сравнение изображений.
- Сопоставление.
- Создание проблемной ситуации.
- Составление титров.
- Составление макета своего пособия (иллюстрации, фильма и т.п.)
- Составление слайд-шоу.
- Составление иллюстративных рядов.
- Составление тематических рабочих тетрадей.
Приёмы работы с динамическими экранными материалами
- Получение информации.
- Комментирование.
- Озвучивание.
- Анализ (рецензирование).
- Организация практических работ.
- Создание мультимедийных произведений, компьютерных программ.
Игровые приёмы
- Деловые игры.
- Выпуск тематических газет.
- Театрализация.
- Сочинение сказок, рассказов, дневников путешественников.
- КВН.
- Викторины и т.п.
Вербальные приёмы обучения
- Беседа.
- Рассказ учителя (объяснение).
- Школьная лекция.
- Семинар (конференция).
- Устный ответ на вопрос (в том числе с использованием смысловых зрительных опор).
- Заочная экскурсия.
Приёмы работы со статистическими материалами
- Анализ статистических таблиц, графиков, диаграмм.
- Построение графиков.
- Построение диаграмм.
- Трансформация текста в таблицу, диаграмму, график и наоборот.
- Сбор статистических данных.
Основные приёмы,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОЛУЧЕНИЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
и эффективно используемые педагогами в процессе преподавания различных дисциплин
Основные приёмы, обеспечивающие получение запланированных результатов - Основные приёмы, обеспечивающие получение запланированных результатов
Подводя итоги, следует отметить, что
- Для успешной реализации целей и задач каждого конкретного урока учитель должен отобрать такие методы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся, которые обеспечат максимальную эффективность в достижении поставленных задач.
- Применение учителем системы чередующихся разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся по выполнению комплекса учебно-познавательных и учебно-практических задач обеспечивает достижение планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных), создает оптимальные предпосылки обеспечения качества образования, развития и сохранения здоровья школьников.
Используемая литература:
- Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного образования. Теория и технологии / Е.Ю.Ривкин. – Волгоград : Учитель, 2013. –183с.
- Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В.Миронов. Волгоград : Учитель, 2013. – 174с.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменко, И.В.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. –2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 159с.