Уважаемые родители!
С 01.02.2018 года ведется прием документов будущих первоклассников на 2018-2019 учебный год,
зарегистрированных на территории закреплённой за СОШ №32


с 1 октября 2017 года начинает свою работу

Школа будущих первоклассников

   "Ступеньки"   

Справки по телефону 46-96-98     Ждём всех желающих!    

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
МИНОБРНАУКИ РФ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
КОНКУРСЫ для УЧАЩИХСЯ
Британский БУЛЬДОГ и Золотое РУНО
ИНФОЗНАЙКА КИТ
СПАСАТЕЛИ Русский МЕДВЕЖОНОК
СООБЩЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Сообщество взаимопомощи учителей - Pedsovet.su
НС-ПОРТАЛ МЕТОДИСТЫ
=> => =>

ПРОГРАММА

«Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательном учреждении «МБОУ СОШ №32» города Братска на 2014-2018гг.»


СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ГЛАВА 1
Паспорт программы «МБОУ СОШ №32»


ГЛАВА 2
Современное состояние воспитания в общеобразовательном муниципальном бюджетном учреждении «СОШ №32»


ГЛАВА 3
Цель, задачи, основные принципы, сроки и этапы реализации муниципальной программы


ГЛАВА 4
Основные направления и содержание программы МБОУ «СОШ №32»





ГЛАВА 5
Механизм реализации программы


ГЛАВА 6
Ожидаемые результаты реализации программы



ГЛАВА 7
Показатели и индикаторы реализации программы



ГЛАВА 8
Эффективность реализации программы


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Развитие воспитательной компоненты в МБОУ «СОШ №32» города Братска на 2014-2018г.г.» разработана с целью развития воспитательной компоненты в целостном педагогическом процессе общеобразовательного учреждения. Программа призвана способствовать усилению воспитательной составляющей всего процесса обучения с акцентом на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения и определяет систему мероприятий по основным направлениям воспитательной компоненты.

Обновление процесса воспитания должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания.

Школа является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной базой воспитания детей. Успешное становление и развитие молодого человека происходит на принципах целостности социокультурной среды. Назрела необходимость создания единого воспитательного пространства школы на основе корректировки целей и конкретизации содержания воспитания с учетом новой федеральной нормативно-правовой базы, обобщения передового опыта воспитательной работы. Необходима координация деятельности школы, семьи и других субъектов социокультурного пространства.

Таким образом, ключевой идеей Программы является создание единого воспитательного пространства школы на основе взаимодействия классных коллективов, семьи и школы, модернизации подходов, внедрения современных педагогических и психологических технологий, ресурсного обеспечения при активной поддержке и развитии инициативы, инновационной деятельности, развивающегося опыта, прогрессивных традиций.

ВЕРНУТЬСЯ к ОГЛАВЛЕНИЮ

Глава 1

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «МБОУ СОШ №32»

Наименование характеристик программу ОУ СОДЕРЖАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ОУ
Правовое основание разработки программы ОУ
  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года.
  3. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.
  4. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  5. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
  6. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
  7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 2148-р.
  8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  9. Стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы в Иркутской области.
  10. Концепция воспитания детей Иркутской области, утвержденная распоряжением министерства образования Иркутской области от 27.12.2013 № 1340-мр.
  11. Программа «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Иркутской области на 2013-2018 годы».
  12. План мероприятий муниципального образования города Братска (дорожная карта) «Изменения в отраслях социальной сферы города Братска, направленные на повышение эффективности дошкольного, общего, дополнительного образования».
  13. Дорожная карта внедрения Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательные организации, подведомственные департаменту образования администрации города Братска, в 2013-2018 годах «Воспитание–2018», утвержденная приказом начальника департамента образования муниципального образования города Братска от 21.02.2014 №92.
  14. Муниципальная программа «Развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях города Братска».
  15. Дорожная карта «Воспитание – 2018» МБОУ «СОШ№32» от 31.03.2014г.
Ответственный исполнитель программы ОУ Администрация МБОУ «СОШ №32» города Братска
Участники программы ОУ Педагогический коллектив МБОУ «СОШ №32», Администрация ОУ, родительское сообщество, ученики ОУ, учреждения дополнительного образования г.Братска
Цель программы ОУ Обеспечение условий для укрепления и развития воспитательного потенциала в социокультурном пространстве школы, определения приоритетных направлений воспитания, обеспечения комплекса практических мер для формирования полноценного, развитого гражданского общества.
Задачи программы ОУ
  1. развитие воспитательной системы образовательного учреждения в рамках Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  2. достижение высокого уровня взаимодействия школы, учреждений культуры и спорта, охраны здоровья, социальной политики в воспитании и социализации детей; содействие воспитательной деятельности семьи;
  3. обеспечение комплексной профилактики социально-негативных явлений в детской среде школы;
  4. разработка методического обеспечения эффективных механизмов развития воспитательной компоненты в образовательном учреждении;
  5. реализации комплекса мер, обеспечивающих развитие профессиональных компетенций педагогов в сфере воспитания, стимулирование инновационной и инициативной деятельности, укрепление ее кадрового потенциала, повышение социального статуса воспитания.
Сроки реализации программы ОУ 2013-2018гг.
Ожидаемые результаты реализации программы ОУ
  1. Развитие воспитательной системы МБОУ «СОШ № 32» города Братска направленной на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании.
  2. Закрепление в содержании образования базовых ценностей определенных Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепцией воспитания детей Иркутской области.
  3. Создание целостного воспитательного пространства в школе, через осуществление взаимодействия учреждений культуры и спорта, охраны здоровья, социальной политики в воспитании и социализации детей.
  4. Совершенствование управления воспитанием, повышение уровня взаимодействия школы и родительской общественности в вопросах воспитания детей, уровня педагогической культуры родителей.
  5. Формирование и развитие профессиональной позиции педагога-воспитателя через развитие профессиональных компетенций педагогов в сфере воспитания; повышение социального статуса воспитания.
  6. Создание условий для ресурсного обеспечения стабильной деятельности системы воспитательной работы в школе.

ВЕРНУТЬСЯ к ОГЛАВЛЕНИЮ

Глава 2

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «СОШ №32»

1.1. Организация воспитывающей деятельности с учащимися.

В МБОУ «СОШ № 32» на 01.01.2014 обучается 825 детей в возрасте от 7 до 18 лет. При этом учащиеся имеют возможность посещать различные учреждения дополнительного образования детей. 558 учащихся нашей школы занимаются в различных учреждениях дополнительного образования. В спортивных общественных объединениях занято 329 учащихся, в МБОУ ДОД ЭБЦ – 49 учащихся, в творческих коллективах, школах художественного направления – 204 ученика, занимаются на различных курсах, участвуют в волонтерском движении – 139 учеников.

В настоящее время на нашей базе действуют 3 неформальных детских объединения: «Сибирячки», объединяющие младших школьников 2-4 классов, школьный парламент, объединяющий учащихся 5-11 классов, отряд ЮИД - которые насчитывают 96 участников.

Социальная направленность неформальных детских объединений проявляется в проведении социально-значимых акций и активном участии в городских, областных, межрегиональных, Всероссийских мероприятиях и конкурсах. Так, в 2013 году ими было проведено более 30 мероприятий и акций. Эти мероприятия привлекли более 540 участников.

Важнейшей составляющей воспитательной работы ОУ является ученическое самоуправление, которое предусматривает вовлечение учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов самоуправления коллектива, формирование у школьников отношение товарищеской взаимопомощи, взаимоответственности и организаторских качеств. В нашей школе ученическое самоуправление представлено в форме «Совета самоуправления школьников», исполнительным и координирующим органом является школьный парламент, сформированный на выборной основе из учащихся 5-11 классов. В деятельности парламента задействовано 25 человек. Парламентарии являются постоянными участниками городских, областных и всероссийских мероприятий.

В Концепции модернизации Российского образования подчеркивается, что развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи через организацию волонтерского движения.

В нашей школе нет постоянно действующего отряда волонтеров. Эту задачу нам предстоит решить, но работу по созданию этого направления мы ведем уже сегодня. Так школьный парламент является участником городской программы социальных проектов. Им создан проект «Под знаком добра», который начал свою реализацию на базе нашей школы. Цель участников проекта привлечь школьников разных возрастных групп к волонтерской деятельности.
Создана волонтерская группа для пропаганды ЗОЖ среди учащихся.

На протяжении ряда лет в школе действует общественная организация ЮИД. Юные инспектора проходят теоретическую подготовку по ПДД, ежегодно готовят и проводят мероприятия, с целью закрепления знаний правил дорожного движения на улицах и дорогах, пользование общественным транспортом, среди учащихся нашей школы: праздник для первоклассников «Посвящение в пешеходы», конкурсы и викторины для учащихся младших классов, участвуют в городских конкурсах.

1.2. Государственно-общественный характер управления.

В нашей школе родителям представлена возможность быть полноценными участниками процесса обучения и воспитания детей.

По информации классных руководителей 71% родителей учащихся активно участвуют в организации учебно-воспитательного процесса. Самый высокий показатель наблюдается в классах начальной ступени и 5-6 классах средней ступени – от 64 до 73%, относительно низкие показатели участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса зафиксированы в 7-10 классах – от 38 до 64%.

В школе действуют классные родительские комитеты и Попечительский совет. Данные формы самоуправления предоставляют возможность родителям получить достоверную информацию по актуальным вопросам жизнедеятельности школы, участвовать в принятии решений и управлении ОУ.

Попечительский Совет является участником реализации программы воспитания и социализации ОУ, организуя деятельность родителей по различным направлениям, усиливая свою роль как органа общественного управления.

1.3. Ресурсное обеспечение процесса воспитания в ОУ.

1.3.1. Материально-технические ресурсы (воспитательный эффект использования оборудования, аппаратуры, библиотеки и т.д.).

В школе созданы необходимые условия для организации воспитательной работы, проведения досуговых мероприятий, спортивных соревнований, мероприятий для всех участников воспитательного процесса, организации встреч с интересными людьми, а также проведения профилактической работы. В школе имеются два спортивных зала (большой и малый). Спортивная база полностью обеспечена необходимым инвентарём для организации и проведения занятий по легкой атлетике, гимнастике, спортивным играм, в том числе имеется все необходимое оборудование для организации занятий лыжной подготовки.

Большой стадион, оснащенный футбольными воротами, площадкой для прыжков в длину, полосой препятствий, системой турников, волейбольной и баскетбольной площадками, беговой дорожкой.

Для проведения различного рода мероприятий активно используется актовый зал. В соответствии с современными требованиями к организации учебно-воспитательного процесса в школе имеются 3 компьютерных класса, 4 интерактивных доски, 1 интерактивный проектор и 2 интерактивные приставки, 4 документ-камеры, цифровые микроскопы. Всего в школе 418 единиц компьютерной техники. Действует локальная сеть, большинство кабинетов имеет подключение к сети Интернет, есть электронная почта и сайт школы. Открыты 2 кабинета, оснащенные современной мультимедийной техникой и учебно-лабораторным оборудованием для организации проектной и исследовательской работы с учащимися для реализации новых ФГОС и проведения уроков с ИКТ в начальной и основной школе. Кабинеты иностранных языков имеют аудиомагнитофоны, кабинет музыки – музыкальный электросинтезатор, пианино. Кабинеты физики, химии, биологии обеспечены необходимым лабораторным оборудованием, в школу поступило лабораторное оборудование естественно-научного цикла, которое сразу же нашло свое применение на уроках.

Трудовое обучение мальчиков осуществляется на базе двух мастерских обслуживающего труда (для работы по дереву и по металлу). Для трудового обучения девочек есть кабинет технологии.

Значительную роль в воспитательном процессе играет библиотека. Общий фонд литературы составляет более 30 000 экземпляров, имеются видеокассеты, обучающие диски, печатные и электронные энциклопедии. Библиотека располагает обширной подпиской для учащихся и учителей – около 40 наименований. Обеспеченность обучающихся школы учебниками 100%.

Библиотека оснащена компьютером и выходом в Интернет, МФУ. В небольшом читальном зале учащиеся имеют возможность работать со справочной литературой, словарями, энциклопедиями, журналами и другими источниками. Библиотека организует книжные выставки, проводит конкурсы и викторины.
На протяжении 30 лет в школе действует радио. Все кабинеты радиофицированы, что позволяет вести радиопередачи для всей школы. Ежедневно по радио проводятся физкульзанятия, что обеспечивает применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

На первом этаже установлен большой плазменный телевизор, который позволил проводить системно работу по пропаганде ПДД, ЗОЖ, краеведческой и информационной работе.

Столовая, обеспечивающая горячим питанием, рассчитана на 150 посадочных мест, имеется буфет. 97% обучающихся охвачены горячим питанием (завтраки после 2, 3 урока первой смены, обеды – после 2 урока второй смены).

Не смотря на то, что школа имеет достаточную материально-техническую базу, большая часть компьютерной техники, на сегодняшний день является устаревшей, что ограничивает ее ресурсы. Развитие в школе дополнительного образования (театральная студия, танцевальный и музыкальный коллективы) выявило ограниченность необходимого музыкально-технического оснащения.

1.3.2. Средовые ресурсы (воспитательный эффект использования ОО окружающей природной и культурной окружающей среды).

Для реализации Программы воспитания школа взаимодействует с культурно-досуговыми и спортивными учреждениями города Братска.

Ежегодно наши классы принимают участие в мероприятиях и конкурсах проводимых структурным подразделением МБУК «Централизованная библиотечная система города Братска» Центральная детская библиотека.

Тесное сотрудничество сложилось за многие годы с МБУК «Братский городской объединенный музей». Учащиеся нашей школы посещают экспозиции и выставки в доме-музее им. Рябикова, в выставочном центре, музее «Ангарская деревня».

Важным инструментом в духовно-нравственном и эстетическом воспитании является давнее сотрудничество с Братским драматическим театром, Братским театром кукол «Тирлямы».

Давнее сотрудничество связывает школу с МБОУ ДОД ЭБЦ и центром охраны репродуктивного здоровья «Ариадна».

Между школой и этими организациями заключены договоры о сотрудничестве. Учащиеся 3-4 классов в течение всего учебного года посещают кружки экологического направления выставки и занятия в МБОУ ДОД ЭБЦ. Центр охраны репродуктивного здоровья «Ариадна» проводит занятия с учениками 8 классов.

Так как город Братск находится в лесной зоне, то школа широко используют возможности проведения мероприятий на свежем воздухе: туристические походы, выезды на базы отдыха «Лукоморье», «Соболек». Активно используется в период зимних и весенних каникул база МАОУ ДОД «ДСООЦ «Надежда».

1.3.3. Кадровые ресурсы (возможности коллектива в решении конкретных воспитательных задач).

Состояние воспитательного процесса в школе, эффективность реализации образовательных программ, программ воспитания напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров:

  • укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания – 100%;
  • управление воспитательным процессом организует заместитель директора по воспитательной работе, имеющая первую квалификационную категорию.
  • организационную и воспитательную работу с обучающимися осуществляют педагог-организатор, имеющая первую квалификационную категорию и старшая вожатая.
  • профилактическую, психологическую и консультативную работу с обучающимися, родителями и учителями проводят педагог-психолог, имеющая вторую квалификационную категорию и социальный педагог.

Наши специалисты постоянно участвуют в муниципальных конференциях, областных мероприятиях, в организации и проведении стажировок, практических занятий для педагогов города Братска, повышают квалификацию по вопросам воспитания, используют в учебном процессе современные воспитательные технологии.

1.3.4. Финансовые ресурсы (положительный/отрицательный) воспитательный эффект затрат: мероприятия, поддержка педагогов).

Система воспитательных мероприятий на муниципальном уровне реализуется через использование программно-целевого способа с финансированием из бюджета города Братска. МБОУ «СОШ № 32» является участником программ, которые реализовывались в 2013 году департаментом образования:

  1. ведомственная целевая программа развития департамента образования администрации города Братска «Совершенствование организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории города Братска» на 2012-2014 годы, утвержденная постановлением администрации муниципального образования города Братска от 15.11.2011 № 2502;
  2. ведомственная целевая программа функционирования департамента образования администрации города Братска «Гражданское и патриотическое воспитание несовершеннолетних города Братска» на 2011-2013 годы, утвержденная постановлением администрации муниципального образования города Братска от 24.11.2010 № 2476;
  3. долгосрочная целевая программа «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей города Братска» на 2012-2015 годы, утвержденная постановлением администрации муниципального образования города Братска от 14.11.2011 № 2486;
  4. долгосрочная целевая программа «Профилактика социально-негативных явлений молодежи города Братска» на 2011-2013 годы.

В связи с изменениями в бюджетном законодательстве данные программы прекратили свое существование и с 01.01.2014 г. начала действовать муниципальная программа «Образование» на 2014-2018гг.

В МБОУ «СОШ № 32» разработано Положение о стимулирующих выплатах педагогическим работникам, в котором предусмотрены выплаты за эффективность организации воспитательного процесса. Положительный воспитательный эффект – активное участие классных коллективов и педагогов в городских, областных и всероссийских марафонах, конкурсах, акциях и других мероприятиях.

1.4. Результаты воспитания

По результатам диагностических исследований личностного роста учащихся ОУ (методика Степанова П.В.) в 2013 году по всем шкалам сформированности ценностных отношений выявлены показатели, соответствующие преимущественно ситуационно-позитивному характеру отношений. При этом:

  • в 5 классах: наблюдаются высокий уровень устойчиво-позитивного отношения к таким ценностным показателям, как: «Здоровье», «Культура», «Труд»; ситуативно-позитивное отношение: «Отечество», «Другие люди», «Природа», «Знания»; высокий уровень ситуативно-негативного отношения по показателям: «Иные люди», «Свое «Я»;
  • в 7 классах: наблюдаются высокий уровень устойчиво-позитивного отношения по таким ценностным показателям, как: «Природа», «Отечество»; ситуативно-позитивное отношение: «Знания», «Культура», «Труд»; высокий уровень ситуативно-негативного отношения по показателю: «Свое «Я»;
  • в 9 классах: высокий уровень ситуативно-позитивного отношения по всем ценностным показателям, кроме показателя: «Здоровье» – устойчиво-позитивное отношение.
  • в 11 классах: наблюдается значительный уровень ситуативно-позитивного отношения по всем ценностным показателям.

На разных ступенях обучения отношение к ценностям меняется, что обусловлено возрастными особенностями. Исключение составляет показатель «Свое «Я», что свидетельствует о необходимости усиления психолого-педагогического сопровождения учащихся и создания в ОУ дополнительных условий для социализации учащихся.

Одним из показателей эффективности процесса воспитания является уровень преступности несовершеннолетних. В 2013г. учеником нашей школы было совершенно 1 преступление. При этом в текущем году сотрудниками полиции во взаимодействии с комиссией по делам несовершеннолетних в ходе проведенных рейдов за нарушение Закона Иркутской области №38-ОЗ («комендантского часа») к административной ответственности привлечен 6 законных представителей несовершеннолетних учащихся нашей школы.

Таким образом, наряду с позитивными тенденциями развития воспитания в ОУ, имеется ряд проблем это:

  • недостаточно сформирована методологическая культура педагогов в данном направлении;
  • требует совершенствования нормативная база развития воспитания в системе образования;
  • имеют место негативные тенденции, проявляющиеся в детской среде (алкоголизм, наркомания, склонность к правонарушениям);
  • ограниченность необходимого музыкально-технического оснащения;
  • низкая активность родителей учащихся на ступени основного и среднего общего образования в жизнедеятельности общеобразовательной организации;
  • недостаточное использование общеобразовательным учреждением инновационных технологий в организации воспитательной системы;
  • недостаточная согласованность действий различных субъектов воспитания (классных руководителей, семьи, детских и молодежных объединений, СМИ, общественных организаций и др.) в воспитательном пространстве ОУ.

Необходимо создание и обновление программно-методического обеспечения развития воспитательной компоненты, развитие и поддержка системы взаимодействия образовательного учреждения с другими социальными институтами в целях воспитания, обновление содержания образования.

Возникает потребность в преодолении разрыва между процессом обучения и воспитания, в педагоге-воспитателе.

Перечисленные выше проблемы требуют проведения комплексной модернизации системы воспитательной работы в нашей школе с целью выработки единого подхода, объединения и координации усилий в работе по воспитанию детей.

ВЕРНУТЬСЯ к ОГЛАВЛЕНИЮ

Глава 3

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Целью программы является обеспечение условий для укрепления и развития воспитательного потенциала в социокультурном пространстве школы, определения приоритетных направлений воспитания, обеспечения комплекса практических мер для формирования полноценного, развитого гражданского общества.

Для достижения цели муниципальной программы необходимо решение следующих задач:

  1. развитие воспитательной системы образовательного учреждения в рамках Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  2. достижение высокого уровня взаимодействия школы, учреждений культуры и спорта, охраны здоровья, социальной политики в воспитании и социализации детей; содействие воспитательной деятельности семьи;
  3. обеспечение комплексной профилактики социально-негативных явлений в детской среде школы;
  4. разработка методического обеспечения эффективных механизмов развития воспитательной компоненты в образовательном учреждении;
  5. реализации комплекса мер, обеспечивающих развитие профессиональных компетенций педагогов в сфере воспитания, стимулирование инновационной и инициативной деятельности, укрепление ее кадрового потенциала, повышение социального статуса воспитания.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа:

  • осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении воспитания с учетом отечественных традиций, региональных и местных особенностей, достижений современного опыта;
  • включает формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий и технологий, повышение эффективности взаимодействия урочной и внеурочной деятельности, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания;
  • учитывает принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности, включающий оказание психолого-педагогической помощи учащимся в процессе социализации;
  • соблюдает принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность;
  • учитывает принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и в отдельном регионе;
  • основывается на принципе личностно-значимой деятельности, предполагающий участие учащихся общеобразовательных учреждений в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками;
  • учитывает принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;
  • соблюдает принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, оказании помощи молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;
  • учитывает необходимость создания дополнительных условий для социализации детей с особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями; проведение мероприятий, направленных на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, детьми-мигрантами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в школьном пространстве и в социуме в целом;
  • опирается на природосообразность и природоспособность, что предполагает научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся осуществляется сообразно полу, возрасту, наклонностям, создание условий для формирования ответственности за последствия своих действий и поведения;
  • опирается на принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания; установление связи между субъектами внеурочной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;
  • основывается на принципе вариативности воспитательных систем, направленном на удовлетворение потребностей обучающихся в различных социально-ориентированных моделях воспитательных организаций, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в различных ситуациях;
  • сохраняет преемственность в воспитании, заключающуюся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования);
  • осуществляется на основе государственно-общественного управления воспитанием, предполагающего разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания молодого поколения;
  • соблюдает принцип демократизма, суть которого заключается в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий на субъекта воспитания к системе, основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;
  • опирается на принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
  • учитывает духовную составляющую жизни ребенка, проявляющуюся в формировании у школьников духовных ориентиров, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, в интеллектуальности и менталитете российского гражданина;
  • определяет эффективность как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других людей, установившихся норм и традиций;
  • предполагает воспитание в процессе обучения как использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин - как основных, так и дополнительных образовательных программ - в целях личностного развития школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеурочную деятельность;
  • основывается на принципе социальности как ориентации на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе;
  • предполагает принцип «социального закаливания» как включения школьников в ситуации, которые требуют проявления волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции; - опирается на принцип профессиональной позиции педагога как воспитателя; «Система образования должна строиться вокруг сильного, одарённого учителя. Такие кадры нужно отбирать по крупицам, беречь их и поддерживать» (В.В. Путин). Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой пример нравственного и гражданского личностного поведения;
  • учитывает принцип воспитывающей среды, составляющими которой являются школьный уклад, сотворчество в коллективной деятельности, эстетичность пространства, психологическая комфортность, и партнерство с семьей в воспитании.

СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ

Программа рассчитана до 2018 года:

1 этап: 2013-2014гг. – подготовительный
Подготовка проектов нормативно-правовых актов. Разработка программы развития воспитательной компоненты школы, на основе принципов и подходов «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», создание условий для поступательного позитивного изменения воспитательной ситуации в ОУ, соответствии с национальным воспитательным идеалом.

2 этап: 2014—2017гг. – практико-ориентированный
Переход в режим стабильного функционирования воспитательной системы школы за счет обеспечения позитивного социального фона развития воспитания в ОУ. Создание условий для повышения квалификации и переподготовки кадров. Совершенствование методического сопровождения воспитательного процесса.

3 этап: 2018г. – аналитический
Информационно-аналитическая деятельность. Мониторинг эффективности Программы.

ВЕРНУТЬСЯ к ОГЛАВЛЕНИЮ

Глава 4

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ МБОУ «СОШ №32»

Организационно-управленческое – разработка моделей общего и дополнительного образования ОУ, обеспечение занятости обучающихся; организация взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей, социальных институтов воспитания и социализации детей.

Программно-методическое – разработка и внедрение программы развития воспитательной компоненты школы; оказание методической помощи по разработке и внедрению программ воспитательной работы классным руководителям; содействие расширению спектра интегративных воспитательных программ, направленных на реализацию воспитательного потенциала семьи, дополнительного образования, культуры и спорта, специализированных программ, ориентированных на воспитание детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, имеющих ограниченные возможности здоровья; создание школьного банка воспитательных программ, лучших инновационных практик развития воспитательной компоненты.

Развитие воспитательной компоненты в образовательном учреждении – организация воспитательной работы со всеми участниками образовательного процесса через интеграцию процессов обучения и воспитания в урочное и внеурочное время, формирование и развитие «воспитательной системы школы», «воспитывающей среды».

Кадровое – создание условий для повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров ОУ; обобщение лучшего педагогического опыта на школьном уровне.

Повышение уровня компетентности родительской общественности - создание нового качественного уровня участия родителей в управлении общеобразовательной организацией, способствующего повышению статуса родителей и уровня социальной активности семей на основе социального партнерства.

Мероприятия информационно-просветительской направленности – организация информационной поддержки мероприятий Программы с привлечением муниципальных ресурсов (СМИ, Образовательный портал города Братска, страницы сайта образовательного учреждения, электронный Дневник и т.д.).

Мониторинговое - экспертиза эффективности осуществления комплекса мер по реализации Программы.
Финансовое - организация финансовой поддержки реализации Программы.

Содержание программы в соответствии с данными направлениями, раскрывается через план мероприятий (Приложение 1).

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, воспитание в МБОУ «СОШ № 32» должно быть ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Содержательную основу воспитания детей определяют БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ:

  • ЧЕЛОВЕК (гуманизм - человеческая жизнь как главная ценность, мораль, справедливость, милосердие, честь, достоинство; семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; общество — закон и правопорядок, правосознание).
  • ОТЕЧЕСТВО (патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; гражданская идентичность - гражданская активность, позитивное отношение к принадлежности, знания о принадлежности к данной социальной общности; традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, свобода совести и вероисповедания; гражданственность - правовое государство, гражданское общество.
  • ЗНАНИЕ (наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие).
  • ПРИРОДА — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
  • ЧЕЛОВЕЧЕСТВО - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество; социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.

Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях осуществляется через реализацию федеральных государственных стандартов. Воспитательный компонент впервые в истории отечественной системы образования включен в ФГОС. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском демократическом обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию. Включение воспитательного компонента в ФГОС второго поколения позволяет преодолеть противоречие между актуализацией задач формирования у детей и молодежи гуманистических ценностей, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Данная деятельность реализуется через:

  • организацию воспитания в процессе обучения,
  • систему внеурочных мероприятий,
  • систему внешкольных мероприятий,
  • совершенствование уклада школьной жизни в каждой ОО.

С этой целью школа строит свою воспитательную работу через реализацию комплексной программы духовно-нравственного развития и воспитания, социализации обучающихся «Сотвори себя», которая включает в себя целевые модули: «Я гражданин», «Лидер», «Я в мире и мир вокруг меня», «Школа территория здоровья». «Учеба мой главный труд», «Встречи с прекрасным».

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ:

1. Формирование гражданско-патриотического сознания и правового воспитания учащихся. Направление «Я – гражданин».
Формирование гражданско-патриотического сознания учащихся в основной школе предполагает развитие у подростков ценностного отношения к культурно-историческому прошлому России и современной социально-экономической и политической жизни страны; уважения к национальным героям, стремления к реализации активной гражданской позиции в социальной практике, осознанного позитивного отношения к патриотическим ценностям, исполнению гражданского долга; готовности к самостоятельному выбору в пользу демократических ценностей, чувства ответственности за свои поступки. Формирование у учащихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры.

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает: формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства. Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе экскурсий, встреч и бесед с представителями общественных организаций, посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями).

2. Формирование духовно-нравственных качеств, развитие этнокультурного самосознания, толерантности. Направление «Я в мире и мир вокруг меня». Основой развития духовно-нравственных качеств личности ребёнка должно стать формирование ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.).

Акцент при разработке Программы сделан на воспитание уважения к культуре и традициям различных народов, представители которых живут на территории Российской Федерации, в том числе муниципального образования города Братска, бережного отношения к национальным ценностям, на осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека; на формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели; на приобщение к основам мировой культуры.

Особое внимание в данном направлении уделено формированию у учащихся представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», развитию опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь».

Духовно-нравственное воспитание учащихся не может полноценно осуществляться силами одной только общеобразовательной организации. Необходимо активно включать в этот процесс семью, общественные организации, СМИ, учреждения культуры, спорта, социальной работы.

3. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание. Направление «Встречи с прекрасным».
Формирование у учащихся:

  • навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
  • представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
  • интереса к проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей;
  • представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
  • основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
  • интереса к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Направление «Школа территория здоровья».
Экологическое воспитание связано с формированием экологического сознания, нацелено на внимательное отношение к состоянию окружающей среды. На уроках и во внеурочной деятельности учащиеся знакомятся с основами экологической безопасности. Воспитание в этой сфере способствует изменению технократического стиля мышления и созданию эмоционально-психологической установки на отношение к природе не только как к источнику сырья, но и как к среде обитания. Здоровьесберегающее воспитание и пропаганда здорового образа жизни направлены на формирование взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека; формирование осознания единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, репродуктивного, духовного; развитие интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм.

5. Воспитание семейных ценностей.
Воспитание семейных ценностей у учащихся ОУ осуществляется через:

  • формирование ценностных представлений об институте семьи, традициях, культуре семейной жизни;
  • формирование знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

Работа по данному направлению организуется посредством активного сотрудничества ОУ и семьи в вопросах воспитания и социализации учащихся. Это способствует повышению статуса родителей и уровня социальной активности семей на основе социального партнерства.

6. Профессионально-трудовое воспитание. Направление «Учеба – мой главный труд».
Формировать понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве; прививать начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, быту. Формировать умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач; формировать умение организовывать процесс самообразования творчески и критически работать с информацией из разных источников. Прививать начальный опыт разработки и реализации, индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах. Формировать умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов.

Профессионально-трудовое воспитание - это специально организованный процесс приобщения к трудовой деятельности, осуществляемый как в урочной, так и во внеурочной деятельности и формирующий сознательный выбор будущей профессии. В условиях изменяющейся экономической, социально-политической и культурной ситуации необходимо новое понимание содержания и методов профессиональной ориентации обучающихся.

Необходимость профориентации определяется федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, где отмечается, что учащиеся должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития обществу и природы.

Мероприятия в рамках профессионально-трудового воспитания формируют профориентационную компетентность, навыки межличностного делового общения, а также такие качества личности, как трудолюбие, рациональность, профессиональная этика, способность принимать решения, умение работать и другие, позволяют знакомиться с основами профессий, помогают ориентироваться на современном рынке труда.

7. Развитие социально-активной личности, формирование коммуникативной культуры. Направление «Лидер».
Развитие социально-активной личности осуществляется через формирование у учащихся лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой деятельности через развитие самоуправления классных коллективов; приобретение опыта участия в деятельности детских общественных объединений и организаций.

Формирование у учащихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию; ответственного отношения к слову как к поступку; формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения.

В соответствии с перечисленными выше направлениями, определена система мероприятий (Приложение 2), эффективность реализации которых во многом зависит от уровня взаимодействия.

Ценностное содержание воспитания по всем вышеозначенным направлениям, призваны обеспечивать: урочная деятельность (воспитательный потенциал урока), система внеурочных и внешкольных мероприятий, а также, уклад школьной жизни.

УКЛАД ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. При реализации Программы воспитания и социализации обучающихся, школа ставит цель: создание системы формирования морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Уклад школьной жизни, обеспечивает создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включает воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанную на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностях, традиционных моральных нормах, реализуемых в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

45 лет работы школы создали ее определенный образ – одного из лучших образовательных учреждений, с качественным и активным кадровым составом, активными и успешными учащимися. В 2007 году школа стала победителем конкурса «Лучшее общеобразовательное учреждение» в рамках ПНПО и получила 1 000 000 рублей на улучшение материально-технической базы. В 2011-2012 учебном году школа стала лауреатом областного конкурса «Лучшее учреждение образования Иркутской области». По результатам 2012-2013 учебного года, в рейтинге образовательных учреждений в муниципальной системе оценки качества образования, наша школа занимает 3 место, уступая только Лицею №2 и Гимназии №1.

Главное достояние нашей школы - это наши обучающиеся с активной жизненной позицией и творческим подходом к любому делу. Ведь не зря именно наши ребята неоднократные победители и лауреаты конкурсов разного уровня: "Ученик года" города и области, "Жемчужина Братска". Наши спортсмены - победители и призёры разного уровня. Имена наших детей занесены в книгу "Одаренные дети России".

Сегодня школа представляет учащимся широкую возможность получить качественное образование, раскрыть свои таланты, успешно решать задачи вхождения юных граждан в социум, формировать умения и навыки непрерывного образования, готовности получения новых знаний. Наши ученики – это победители и участники олимпиад и конкурсов разного уровня. Только за последние четыре года победителями и призёрами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников стали 94 ученика нашей школы. Ежегодно наши ребята успешно выступают и на региональном этапе. Два года подряд, в апреле 2013 и 2014г.г. ученик нашей школы становился призёром регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ. Особая заслуга в достойных успехах на олимпиадах принадлежит нашим учителям. Учительство представлено 4 Отличниками Народного Просвещения, 6 Почетными работниками общего образования, 1 Заслуженным учителем РФ, 10 учителями высшей квалификационной категории, 11 учителями первой квалификационной категории.

За эти годы школа дала путевку в жизнь многим братчанам, 122 выпускника вместе с аттестатом об образовании получили золотые или серебряные медали.

Традиции 32 школы соблюдаются десятилетиями, одна из которых - возвращение в школу её выпускников в качестве преподавателей (их почти 20% от общего числа педагогов). Одной из традиций является вечер встречи выпускников, ежегодно в первую пятницу февраля. Также к традиционным мероприятиям относятся: последний звонок; праздник за честь школы, на котором чествуют победителей олимпиад и конкурсов; новогодний карнавал; посвящение в детскую общественную организацию "Сибирячки".

Успех школы во многом зависит от активной помощи родителей, Попечительского совета и меценатов.

Для сохранения положительного образа школы, необходимо продолжать развивать ее уклад. Для этого необходимо развитие самоуправления классных коллективов, предоставление им реальной возможности участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности; расширение партнерства школы и семьи; создание вариативности воспитательных систем, сохраняя преемственность и целостность воспитания - с целью активизации и расширения сфер воспитательной работы, вовлечение наибольшего числа участников сотрудничества.

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В системе единого воспитательно-образовательного пространства школы внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием обучающихся. Реализация внеурочной деятельности осуществляется на основе оптимизационной модели дополнительного образования, в которой активно сочетались возможности нашего образовательного учреждения и учреждений дополнительного образования.

Дополнительное образование является этапом системы непрерывного образования и способствует решению жизненно важных проблем; организация досуга, формирование коммуникативных навыков, выбору жизненных ценностей, саморазвитию и саморегуляции, профессиональному самоопределению обучающихся.

Дополнительное образование осуществляется в целях единого образовательного пространства муниципального учреждения, повышения качества образования и воспитания, формирования социально активной, творческой, всесторонние развитой личности. Система дополнительного образования создана для педагогически целесообразной занятости детей в возрасте от 7 до 15 лет в их свободное время.

Целью современного дополнительного образования детей является развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамично изменяющемся и развивающемся обществе, приобщение к здоровому образу жизни, формирование социокультурных компетенций.

Активное взаимодействие общего и дополнительного образования, всех субъектов воспитания и социализации создают условия для творческой, интеллектуальной и социально-направленной деятельности детей, их личностного и профессионального самоопределения, духовно-нравственного воспитания и гражданского становления.

Дополнительное образование учащихся в образовательном учреждении МБОУ СОШ № 32 ведется по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, обще интеллектуальное, социальное, общекультурное, интеллектуальное, общекультурное, художественное творчество.

Каждая направленность реализуется в программах различных кружков, которые созданы по запросам обучающихся, их родителей и законных представителей. Всего в дополнительном образовании школы занято 366 учащихся, т.е. 45 % от общего количества обучающихся. При этом ученики начальной школы обучающихся по ФГОС заняты в дополнительном образовании на 100%.

Благодаря организованной работе спортивных секций наши учащиеся принимают успешное участие в спортивных городских соревнованиях ОФП «Любовь к спорту с детства», соревнованиях по баскетболу и волейболу.

Больших результатов, за два года работы, достигла театральная студия.

В городском фестивале «День театра в театре» для молодежных коллективов города она получила высокую оценку профессионального жюри и была отмечена дипломом в номинации «Лучшая театральная студия».

Внеурочная занятость учащихся школы составляет 84%, вне школы занято 595 учеников. Наибольшее количество ребят занимается в городских спортивных секциях (натурбан, санный спорт, дзюдо, рукопашный бой, плавание, бокс, каратэ и т.д.) и кружках художественного творчества (музыкальная школа, художественная школа, дворец творчества молодежи, БратскАрт и т.д.). Традиционно наше сотрудничество с Эколого-биологическим центром, центром охраны репродуктивного здоровья «Ариадна», структурным подразделением МБУК «Централизованная библиотечная система города Братска» Центральная детская библиотека, МБУК «Братский городской объединенный музей», с Братским драматическим театром, Братским театром кукол «Тирлямы».

Между школой и этими организациями заключены договоры о сотрудничестве.

Основываясь на приоритетных направлениях воспитательной политики приоритетами системы дополнительного образования детей должны стать:

  • усиление функции социальной поддержки детства;
  • создание проектов и программ совместной деятельности с образовательными учреждениями и другими субъектами социализации по патриотическому, духовному, эстетическому, трудовому воспитанию детей;
  • развитие существующих и инициирование создания новых общественных организаций, деятельность которых связана с интересами детей и подростков;
  • развитие практики адресных целевых программ, нацеленных на сопровождение процессов успешной социализации детей с максимальным эффектом (адресные программы, школы лидеров, лагерные сборы и т. д.)
  • развитие волонтерского движения с целью пропаганды здорового образа жизни, формирования негативного отношения к асоциальным проявлениям отдельных индивидуумов и групп;
  • организация дополнительного образования в соответствии с социальным заказом, т.е. разработка моделей дополнительного образования, включающего обеспечение занятости обучающихся через формирование муниципальных заданий на реализацию досуговых и образовательных программ по месту жительства, организацию трудовой и иной общественно полезной деятельности.

ВЕРНУТЬСЯ к ОГЛАВЛЕНИЮ

Глава 5

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа носит комплексный характер, призвана содействовать развитию воспитательной компоненты в образовательном учреждении.

Общее руководство, координацию деятельности, а также контроль эффективности реализации Программы осуществляет администрация школы.

Реализация Программы осуществляется на основе системного взаимодействия на уровне образовательной организации:

  • разработка и реализация Программы развития воспитательной компоненты, программ духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся по ступеням обучения;
  • интеграция воспитания и обучения, урочной и внеурочной деятельности;
  • формирование ценностного уклада школьной жизни;
  • развитие у педагогов профессиональной позиции воспитателя;
  • повышение педагогической культуры родителей;
  • взаимодействие с другими субъектами воспитания;
  • мониторинг эффективности воспитательной работы в ОУ.

Перспективные формы взаимодействия ОУ с другими субъектами воспитания:

  • семья – повышение педагогической культуры родителей, проведение школьно-семейных мероприятий, школьно-родительский мониторинг духовно-нравственного развития ребенка;
  • учреждения дополнительного образования – согласование программ общего и дополнительного образования в контексте требований к достижению личностных и метапредметных результатов образовательной деятельности, формирование единой культурно-образовательной среды образовательных организаций, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
  • общественные организации - поддержка детско-юношеских движений и детских общественных организаций позитивной направленности.

ВЕРНУТЬСЯ к ОГЛАВЛЕНИЮ

Глава 6

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Развитие воспитательной системы МБОУ «СОШ № 32» города Братска направленной на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании.
  2. Закрепление в содержании образования базовых ценностей определенных Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепцией воспитания детей Иркутской области.
  3. Создание целостного воспитательного пространства в школе, через осуществление взаимодействия учреждений культуры и спорта, охраны здоровья, социальной политики в воспитании и социализации детей.
  4. Совершенствование управления воспитанием, повышение уровня взаимодействия школы и родительской общественности в вопросах воспитания детей, уровня педагогической культуры родителей.
  5. Формирование и развитие профессиональной позиции педагога-воспитателя через развитие профессиональных компетенций педагогов в сфере воспитания; повышение социального статуса воспитания.
  6. Создание условий для ресурсного обеспечения стабильной деятельности системы воспитательной работы в школе.

ВЕРНУТЬСЯ к ОГЛАВЛЕНИЮ

Глава 7

ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Целевые показатели:

  • создание и внедрение новых программ воспитания и социализации, обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
  • внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий воспитания и социализации детей и молодежи;
  • внедрение процедур независимой экспертизы воспитательной деятельности образовательных учреждений и процесса социализации обучающихся;
  • рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях;
  • повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации.

ВЕРНУТЬСЯ к ОГЛАВЛЕНИЮ

Глава 8

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы и ее эффективность обусловлены рядом условий:

  • готовностью педагогов к решению актуальных задач воспитания;
  • повышением воспитательного потенциала образовательного процесса;
  • развитием системы дополнительного образования учащихся;
  • повышением педагогической культуры родителей;
  • взаимодействием школы с общественными организациями;
  • укреплением партнерских отношений с социальными институтами воспитания и социализации несовершеннолетних;
  • организацией социально значимой и полезной деятельности, включенностью в этот процесс подрастающего поколения.

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru Разработка, сопровождение, комплексное обслуживание веб-сайтов. Обучение и техническая поддержка клиентов. Отличный хостинг для Школьного сайта
Разработка и сопровождение - САЙТЫ-ДЛЯ-ШКОЛ.РФ