СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
МИНОБРНАУКИ РФ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
КОНКУРСЫ для УЧАЩИХСЯ
Британский БУЛЬДОГ и Золотое РУНО
ИНФОЗНАЙКА КИТ
СПАСАТЕЛИ Русский МЕДВЕЖОНОК
СООБЩЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Сообщество взаимопомощи учителей - Pedsovet.su
НС-ПОРТАЛ МЕТОДИСТЫ

Методическое  сопровождение  педагогов  в  процессе проектирования  современного  урока (этап целеполагания)
(выступление на координационном совете по введению ФГОС ООО 26 ноября 2013г.)

Панова Елена Дмитриевна
заместитель директора  по НМР,
МБОУ «СОШ № 32»


ПРИЛОЖЕНИЯ К ОСНОВНОМУ МАТЕРИАЛУ
Приложение 1. Цели современного учебного занятия
Приложение 2. Сравнение слов-ориентиров для определения целей урока
Приложение 3. Конструктор задач (по уровням таксономии Блума)

 

При переходе на новые стандарты школа сегодня сталкивается с множеством проблем.  И одна из них проблема кадрового обеспечения. Особое внимание привлекает проблема проектирования урока педагогом в соответствии требованиям ФГОС. Стандарт не предъявляет конкретных требований к уроку, НО предъявляет требования к результатам. А спланировать достижения результатов, достичь их, возможно в большей степени через правильно организованную деятельность учащихся на уроке. Поэтому в направлении методического сопровождения педагога при переходе на новые стандарты особую роль мы отводим проектированию урока.

Проблема же проектирования урока в первую очередь заключается в том, что многие педагоги не понимают отличия  традиционного урока и урока по ФГОС.  Не видят разницы, ПОКА не вникнут в суть новых стандартов глубоко.

На рисунке 1. представлена схема методического сопровождения педагогов в процессе перехода от традиционной практики к инновационной, чем по сути и является Стандарт.

Сопровождение можно разложить на 4 составляющие:

  • Диагностическое;
  • Информационное;
  • Деятельностное;
  • Технологическое.

Если первые два не вызывают особых вопросов и затруднений, то 3 и 4 не просты в организации, но именно они и представляют особую практическую ценность.

Деятельностное сопровождение заключается в том, чтобы ненавязчиво дать педагогам подсказки - разные инструменты для проектирования урока: схемы, фрагменты карт урока для использования, как наглядное пособие, рекомендовать конструкторы для проектирования уроков, заготовки  формулировок целей, наборы учебных задач и многое другое. Все это можно назвать методическим портфелем педагога. Со временем в нём  обязательно будут преобладать собственные  находки педагога, но на этапе  становления, конечно, преобладают  заимствованные, рекомендованные кем-то. На семинарских занятиях с педагогами, во время индивидуальных консультаций  я предлагаю к рассмотрению примеры различных конструкторов уроков, с их использованием организовываю  практические работы по проектированию фрагментов уроков или серии уроков.Работая группой, педагоги совместно создают единую технологическую  карту с опорой на шаблон.

Леонтьев подчеркивал, что деятельность - это особая целостность, включающая различные компоненты: мотивы, цели, действия (что и как нужно сделать), результат (его соответствие поставленной цели и необходимость корректировки), которые образуют систему.

Урок – это особый вид деятельности. Предлагаю познакомиться,  как можно организовать работу с педагогами по подготовке отдельных  этапов урока.

Важным компонентом проектирования современного урока мне представляется целеполагание. Этот этап урока рассмотрю подробнее.

В педагогике целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить. В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся (движение к результату).

На этапе целеполагания ученик знает объем предстоящей учебной работы как по минимуму, так и по максимуму; знает свои возможности (выявленный в процессе актуализации опыт); самостоятельно определяет именно свою цель; планирует работу по ее достижению; самооценивает степень достижения образовательных результатов. А как быть,  обучая педагогов, на этом этапе? Предлагаю учителям побыть учениками: и попытаться самим прогнозировать свои действия, ведущие к прогнозируемому результату. А уже потом учителя учатся правильно ставить цели, используя клише целей. Задача учителя на уроке  заключается в умении правильно сформулировать вопросы, создать учебную ситуацию ведущую к целеполаганию (Приложения 1, 2).

Цели должны быть достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы. То есть подготовить набор учебных задач для достижения цели.  (Приложение 3).

Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий. Этому тоже приходится учиться самой и обучать педагогов.

Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя.

Основная идея целеполагания в обучении заключается в овладении учителями и учениками технологией осознания творческой и учебной деятельности. Такие виды деятельности предполагают постановку целей своего образования, организацию их выполнения и последующую рефлексивную деятельность: осознание способов достижения целей, возникших проблем, успехов и результатов.

На этапе входа во ФГОС важно научить педагога формулировать/подбирать такие учебные задачи из числа предложенных, проводить практические семинары по разработке таких задач. Вот здесь и помогает создаваемый методический портфель педагога, банк учебных задач для урока.

Проведение современного урока требует высокого социально-нравственного и профессионального уровня развития личности учителя, его способности к самостоятельному мышлению, самообразованию, творческой деятельности. Но без правильно организованной методической поддержки вряд ли возможно достичь этого. Мы проводим осознанную работу по совершенствованию учебных занятий, понимая, что учителю трудно перестроиться с обычного урока на урок по ФГОС.

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru Разработка, сопровождение, комплексное обслуживание веб-сайтов. Обучение и техническая поддержка клиентов. Отличный хостинг для Школьного сайта
Разработка и сопровождение - САЙТЫ-ДЛЯ-ШКОЛ.РФ