ЗАДАТЬ ВОПРОС ДИРЕКТОРУ гостевая книга |
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ важная информация |
|
||
![]() |
![]() |
|
Министерство науки и высшего образования | ||
![]() |
![]() |
|
|
||
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
|
||
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
|
||
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
РОГАЧЕВА Г.Г.
Выступление на I межмуниципальной НПК
«ФГОС – инновационный ресурс развития образования»
Базовые национальные ценности – основное содержание нравственно-патриотического развития и воспитания школьника.
Базовые национальные ценности определены как основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить, в том числе и принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций. К их числу относятся патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. В соответствии с базовыми национальными ценностями определяется содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Федеральные государственные образовательные стандарты - личностно-ориентированные, направленные на взаимодействие семьи и школы. Такое сотрудничество особенно важно на начальном этапе обучения, когда в становлении личности ребенка, благополучном вхождении его в образовательную среду огромную роль играют родители.
Создание в семье условий для самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, являются значительной предпосылкой для успешного развития личности. Семья выступает и в качестве участника воспитания, т.к. современные условия диктуют необходимость организации воспитательного процесса в системе «школа – семья – социум», где равнозначные составляющие активно взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга.
На мой взгляд, задача формирования базовых национальных ценностей, в том числе и семьи, решается средствами всех учебных предметов системы Л.В Занкова. Содержание данного УМК рассчитано в одинаковой мере и на сильного ученика, и на слабого; кроме того, содержание комплекта ориентировано на развитие личности ребенка и носит деятельностный характер; УМК способствует развитию познавательного интереса у детей; развивает творческие способности, самостоятельность учащихся.
Таким образом, УМК выступают инструментом реализации ФГОС, а, следовательно, и поставленных целей и задач духовно-нравственного развития и воспитания личности. При изучении русского (родного) языка целостный взгляд на язык, который обеспечивает изучение системы языка (его фонетических, лексических и грамматических аспектов), речевой деятельности и текста как речевого произведения способствует усвоению базовых национальных ценностей.
Литературное чтение обеспечивает формирование личности младшего школьника через восприятие и осознание культурно-исторического наследия, наследия предков, наследия семьи. Для этого используются тексты классической и современной литературы, фольклорные произведения разных народов. Система вопросов и заданий способствует формированию культуры речевого общения, развитию творческих способностей учащихся, приобщает их к духовно-нравственным ценностям, знакомит с этическими и эстетическими нормами.
Курс математики дает возможность усилить общекультурное звучание математического образования и повысить его значимость для формирования личности ребенка. Содержание материала с позиций формирования базовых национальных ценностей позволяет расширить представления об окружающем мире средствами математики. Предлагаемые авторами практические задания способствуют формированию математических знаний и умений, позволяющих применять их учащимися в различных жизненных ситуациях и формировать целостную картину мира.
Ведущей идеей курса «Окружающий мир» является идея единства мира природы и мира культуры. В курсе раскрывается структура понятия «окружающий мир» в единстве трех его составляющих: природа, культура, человек. Эти три составляющие последовательно рассматриваются на разных социокультурных уровнях общества (семья и др.) В соответствии с содержанием курса может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей. В этнокультурном контексте приведены рисунки, связанные с народными промыслами (матрёшки, хохломская роспись тарелок, ложек, самовара, разделочных досок, дымковская игрушка, русский костюм).
С целью осознания важности труда, в учебники включены разнообразные иллюстрации раскрывающие различные профессии людей (закройщица, портниха, повар, столяр, токарь, шофёр, механик, бульдозерист, комбайнёр, экскаваторщик, фермер, пекарь, библиотекарь, продавец-кассир, стекольщик, маляр, плиточник, часовщик, почтальон, садовник, пчеловод и др.).
Нельзя не отметить духовно-нравственную направленность всех изучаемых курсов. Учебный материал способствует укреплению семейных связей, воспитанию патриотизма, уважения к культуре народов России, мира и др.
Осознанию ценности семьи, как основы духовно-нравственного развития и воспитания личности способствуют задания, показывающие различные стороны жизни в семье, добрые отношения между членами семьи (например, помощь по дому и по хозяйству, семейные турпоходы, совместные занятия физкультурой, участие в соревнованиях всей семьёй, посещение художественных галерей и музеев).
В соответствии с требованиями ФГОС система Л.В. Занкова предлагает сравнительно новые формы проведения учебных занятий, которые, кроме познавательных задач, решают специфические задачи. Например, краеведческая работа, путешествия по историческим и памятным местам, творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования, участие в социальных проектах и мероприятиях, встречи с интересными людьми, театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, акции благотворительности, творческие проекты, презентации и т д.
Таким образом, благодаря возможностям УМК духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся интегрируется в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина, что в конечном итоге обеспечивает воспитание, социально ¬педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.