СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
МИНОБРНАУКИ РФ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
КОНКУРСЫ для УЧАЩИХСЯ
Британский БУЛЬДОГ и Золотое РУНО
ИНФОЗНАЙКА КИТ
СПАСАТЕЛИ Русский МЕДВЕЖОНОК
СООБЩЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Сообщество взаимопомощи учителей - Pedsovet.su
НС-ПОРТАЛ МЕТОДИСТЫ

РОГАЧЕВА Г.Г.
Выступление на I межмуниципальной НПК

«ФГОС – инновационный ресурс развития образования»

Базовые национальные ценности – основное содержание нравственно-патриотического развития и воспитания школьника.

Базовые национальные ценности определены как основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.


В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить, в том числе и принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций. К их числу относятся патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа,  человечество. В соответствии с базовыми национальными ценностями определяется содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Федеральные государственные образовательные стандарты - личностно-ориентированные, направленные на взаимодействие семьи и школы. Такое сотрудничество особенно важно на начальном этапе обучения, когда в становлении личности ребенка, благополучном вхождении его в образовательную среду огромную роль играют родители.

Создание в семье условий для самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, являются значительной предпосылкой для успешного развития личности. Семья выступает и в качестве участника воспитания, т.к. современные условия диктуют необходимость организации воспитательного процесса в системе «школа – семья – социум», где равнозначные составляющие активно взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга.

На мой взгляд, задача формирования базовых национальных ценностей, в том числе и семьи, решается средствами всех учебных предметов системы Л.В Занкова.  Содержание данного УМК  рассчитано в одинаковой мере и на сильного ученика, и на слабого; кроме того, содержание  комплекта ориентировано на развитие личности ребенка и носит  деятельностный характер; УМК  способствует развитию познавательного интереса у детей; развивает  творческие способности, самостоятельность учащихся.

Таким образом,  УМК выступают инструментом реализации ФГОС, а, следовательно, и поставленных целей и задач духовно-нравственного развития и воспитания личности. При изучении русского (родного) языка целостный взгляд на язык, который обеспечивает изучение системы языка (его фонетических, лексических и грамматических аспектов), речевой деятельности и текста как речевого произведения способствует усвоению базовых национальных ценностей.

Литературное чтение обеспечивает формирование личности младшего школьника через восприятие и осознание культурно-исторического наследия, наследия предков, наследия семьи. Для этого используются тексты классической и современной литературы, фольклорные произведения разных народов. Система вопросов и заданий способствует формированию культуры речевого общения, развитию творческих способностей учащихся, приобщает их к духовно-нравственным ценностям, знакомит с этическими и эстетическими нормами.

Курс математики дает возможность усилить общекультурное звучание математического образования и повысить его значимость для формирования личности ребенка. Содержание материала с позиций формирования базовых национальных ценностей позволяет расширить представления об окружающем мире средствами математики. Предлагаемые авторами практические задания способствуют формированию математических знаний и умений, позволяющих применять их учащимися в различных жизненных ситуациях и формировать целостную картину  мира.

Ведущей идеей курса «Окружающий мир» является идея единства мира природы и мира культуры. В курсе раскрывается структура понятия «окружающий мир» в единстве трех его составляющих: природа, культура, человек. Эти три составляющие последовательно рассматриваются на разных социокультурных уровнях общества (семья и др.) В соответствии с содержанием курса может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей. В этнокультурном контексте приведены рисунки, связанные с народными промыслами (матрёшки, хохломская роспись тарелок, ложек, самовара, разделочных досок, дымковская игрушка, русский костюм).

С целью осознания важности труда, в учебники включены разнообразные иллюстрации раскрывающие различные профессии людей (закройщица, портниха, повар, столяр, токарь, шофёр, механик, бульдозерист, комбайнёр, экскаваторщик, фермер, пекарь, библиотекарь, продавец-кассир, стекольщик, маляр, плиточник, часовщик, почтальон, садовник, пчеловод и др.).

Нельзя не отметить духовно-нравственную направленность всех изучаемых курсов. Учебный материал способствует укреплению семейных связей, воспитанию патриотизма, уважения к культуре народов России, мира и др.

Осознанию ценности семьи, как основы духовно-нравственного развития и воспитания личности способствуют задания, показывающие различные стороны жизни в семье, добрые отношения между членами семьи (например, помощь по дому и по хозяйству, семейные турпоходы, совместные занятия физкультурой, участие в соревнованиях всей семьёй, посещение художественных галерей и музеев).

В соответствии с требованиями ФГОС система Л.В. Занкова  предлагает сравнительно новые формы проведения учебных занятий, которые, кроме познавательных задач,  решают специфические задачи. Например, краеведческая работа, путешествия по историческим и памятным местам, творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования, участие в социальных проектах и мероприятиях, встречи с интересными людьми, театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, акции благотворительности, творческие проекты, презентации и т д.

Таким образом, благодаря возможностям УМК духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся  интегрируется в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина, что в конечном итоге обеспечивает воспитание, социально ¬педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

 

 

 


Данные на сайте опубликованы с согласия субъектов в соответствии с ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006г.
Рейтинг@Mail.ru Разработка, сопровождение, комплексное обслуживание веб-сайтов. Обучение и техническая поддержка клиентов. Отличный хостинг для Школьного сайта
Разработка и сопровождение - САЙТЫ-ДЛЯ-ШКОЛ.РФ